Газета "Знамя юности" / Театр расточительности

В ноябре минувшего года, когда в Витебске гастролировал брестский театр драмы и музыки, многие желающие не смогли попасть на его спектакли. Как выяснилось, несмотря на повышенный спрос, билеты на некоторые постановки практически не поступали в кассу Национального академического драмтеатра им. Якуба Коласа, на сцене которого и выступали гости. Этот и другие факты странной экономической деятельностиданного храма искусств северной столицы выявили в ходе своей очередной проверки сотрудники Комитета Госконтроля Витебской области.

Оказалось, что билеты в театре им.Якуба Коласа, в основном, продаются через распространителей. А в кассу обычно поступает лишь небольшая часть входных квитков. Причем, на гастрольные аншлаговые спектакли непосредственно в театре приобрести билеты и вовсе невозможно. К слову, распространители обычно их реализуют по различным учреждениям города. Но ведь, очевидно, что эти люди физически не в состоянии обойти все предприятия и организации Витебска.

К тому же прибегая к помощи посредников, храм искусств лишается возможности пополнить свой бюджет на приличную сумму. Так, по словам начальника управления КГК по Витебской области Юлии Авхуковой, за продажу билетов во время гастролей Санкт-Петербургского театра академического театра комедии нескольким распространителям было отдано 12 миллионов рублей.

Интересно, что по сложившейся в театре практике реализаторы билетов получают до 14% выручки от каждого спектакля. Хотя авторское вознаграждение режиссера, художника-постановщика от 2 до 10%. Да, как замечает Юлия Авхукова, такая ситуация законна. Но вызывает недоумение: почему же создатели спектакля зарабатывают вознаграждение на нем в несколько раз меньше, чем продавцы билетов?

Прибегает к услугам посредников руководство театра и при организации своих выступлений в других городах. Причем, также вопреки экономической логике. И хотя в штате театра есть соответствующий работник, которому исправно выплачивается зарплата, привлеченному со стороны организатору гастролей, было выделено около 37 миллионов рублей.

Впрочем, судя по всему, у руководства храма искусств отсутствует стимул более бережно относиться к деньгам. Ведь финансирование театра на покрытие убытков из республиканского бюджета осуществляется без обоснования потребности в средствах.А потому стоит ли удивляться, что, к примеру, гастроли театра Якуба Коласа в Минске в сентябре минувшего года его руководством изначально планировались как заведомо убыточные. По словам Юлии Авхуковой, для окупаемости спектаклей цены на билеты должныбыли быть около 20 тысяч рублей. Однако витебский театр утвердил стоимость входных квитков от 5 до 9 тысяч. В результате убыток от минских гастролей составил 35 миллионов рублей, эту сумму витебчанам возместило Министерство культуры.

- Достаточное бюджетное финансирование и существующая в нашей стране система компенсации затрат не стимулирует театр к более эффективной работе на получение доходов, — резюмирует проверку Юлия Авхукова. – В результате сотрудники этого учреждения культуры практически не уделяют внимания экономической стороне своей деятельности. Театру им. Якуба Коласа не хватает современных маркетологов.

Евгений Карпас

6927 просмотров

Оставить отзыв

Имя
Комментарий