Рельсы, соединяющие настоящее с прошлым


Рельсы, соединяющие настоящее с прошлым

В субботу удивленные горожане и гости Витебска заметили на улицах города экскурсионные троллейбус и трамвай. Экскурсионные маршруты выходного дня разрабатывает Витебское трамвайно-троллейбусное управление (ВТТУ).

На пробные экскурсии были приглашены журналисты и специалисты ВТТУ.

Первая экскурсия началась с площади Свободы, и троллейбус тихонько покатил в сторону вокзала, а обратно – по маршруту троллейбуса №4 (ул. Ленина – пр-т Черняховского – пр-т Строителей – ул. Бровки – ул. Терешковой – пр-т Фрунзе и снова – на пл. Свободы). Экскурсовод Витебского областного краеведческого музея Ксения Дружкова с упоением рассказала об истории любимого города: о том, что год основания Витебска, вероятнее всего, 914, а не 974, как принято официально (легендарная основательница города княгиня Ольга умерла в 969-м); о том, что самая длинная улица Витебска – Ленинградская (7 км), а площадь Победы – самая большая площадь в Беларуси и одна из самых больших на постсоветском пространстве, а также о том, что наш город во многом был первый: первая женщина-парашютистка О. Древницкая совершила в Витебске свой первый прыжок (1895 г.), первый электрический трамвай в Беларуси (1898 г.), первый Театр Революционной Сатиры в России – Теревсат (1919 г.), первый в Беларуси тубдиспансер (1921 г.). И эти трамвайно-троллейбусные экскурсии тоже организуются в Витебске первыми в Беларуси. И такая гордость берет за свой город! Думаю, что по такому маршруту и с такой интересной подачей информации нестыдно будет прокатить и туристов. Пусть и они влюбятся в наш Витебск!

Вторая экскурсия началась в музее истории витебского трамвая, который в прошлом году отметил свое 110-летие. В его экспозиции есть макеты всех трамваев, когда-либо колесивших по Витебску. Сохранили здесь и кусок рельсы 1898 года, и сумки кондуктора прошлого века, и автоматы по выдаче разовых трамвайных билетов, и любопытные объявления. К примеру: “Просят публику не входить в вагон, если на нем (над площадкой) вывешена таблица с указанием, что мест нет… Мест имеется внутри вагона 20”.

Современнейший трамвай минского производства отправился с проспекта Фрунзе по ул. Смоленской по маршруту трамвая №1 (пр-т Московский – пр-т Черняховского – ул. Зеленогурская – ул. Горького – ДСК), а обратно – по маршруту трамвая №7 (ул. Горького – ул. Герцена – пр-т Московский – ул. Смоленская – пр-т Фрунзе) и – назад в трамвайное депо.

Директор Витебского литературного музея Светлана Козлова также рассказывала интересные факты по пути следования трамвая.

Переезжая через реку Лучеса, она вспомнила о снайпере Григории Ушкове, который в 1944-м участвовал в освобождении Витебска. Ему так понравилось название реки – Лучеса, что он решил, если выживет после этих боев, так назвать свою дочь. Выжил, но погиб через несколько месяцев в восточной Пруссии. Но его мечта не умерла вместе с ним. Внучке его родной сестры все же дали имя в честь витебской реки. И живет сейчас где-то на Дальнем Востоке женщина с именем Лучеса.

Рассказала Светлана Козлова и о первой в Витебской области (а может, и в Беларуси) довоенной стахановке-многостаночнице Тэкле Подскочей. Орден Ленина, которым она была награждена, сейчас хранится в музее ОАО “КИМ”. Поведала экскурсовод и об истории ОАО “Витебские ковры” (в 1900 г. пущена в строй льнопрядильная фабрика “Двина”, которая с 1947 г. стала ковровым комбинатом), и о Марковом монастыре. Монастырь, по легенде, где-то в XIV-XV вв. основал некто Марк, который уединился на принадлежащем ему участке земли и построил там часовню. Вскоре к нему присоединялись единомышленники по духу. Монастырь просуществовал до 1576 года, после упразднен. Возобновил обитель в 1633 году князь Лев Огинский.

Вся эта информация интересна, но есть некоторые “но” по самому маршруту. Прежде всего, возникает вопрос: для кого хотят организовать именно этот трамвайный маршрут? Вот почему-то мне не хотелось бы нашу улицу Горького показывать туристам, т.к. ни один самый красочный рассказ не скрасит серость и неприглядность индустриальной части Витебска. К тому же тот же Марков монастырь не виден из окон трамвая, а остановиться и пройти ближе, к сожалению, нельзя – следом идут другие трамваи.

Может, стоит подумать над другим маршрутом, который бы проходил, например, по улице Титова? Там хоть есть деревянные дома и зелень, которые всегда привлекают иностранных туристов.

 Еще один любопытный объект – Полоцкий рынок, который стоит на этом месте уже 200 лет. Проезжая мимо него, можно рассказать о самом большом человеке в мире – витеблянине Федоре Махнове (1878-1912 гг.). Кстати, пора бы уже где-нибудь в районе Полоцкого рынка поставить памятник в его рост – 2,85 см.

А в конце улицы Титова – территория бывшего лагеря смерти “5-й полк”. Здесь в 1941-1944 годах фашисты зверски замучили и расстреляли десятки тысяч советских граждан, погребенных здесь же, а чтобы скрыть следы своих злодеяний, немцы поверх могил вспахивали землю. В память об этой трагедии при въезде в Витебск со стороны Полоцка стоит обелиск. И история Великой Отечественной войны также интересна иностранцам, да и нам не помешает лишний раз вспомнить собственную историю.

Как признался начальник Витебского трамвайно-троллейбусного управления Василий Павлючков, идею трамвайно-троллейбусных экскурсий подсказал Александр Косинец, председатель Витебского облисполкома. По словам В.Павлючкова, планируется оснастить экскурсионные трамвай и троллейбус специальным оборудованием для просмотра видео, а также подумать над тем, как сделать, чтобы экскурсанты во время путешествия смогли выпить по чашке чая или кофе.

Также было бы неплохо отреставрировать какой-нибудь старенький трамвайчик и сделать его экскурсионным – было бы интересно прокатиться на ретро-трамвае по истории нашего города.

Эти две экскурсии были только пробными, и специалисты ВТТУ будут еще и еще раз продумывать и просчитывать экскурсионные трамвайно-троллейбусные маршруты с учетом пожеланий витеблян. Так что не стесняйтесь обращаться в трамвайно-троллейбусное управление со своими предложениями, и – поедем сами по рельсам истории и гостям города со временем предложим прокатиться на трамвае или троллейбусе в прошлое и будущее через настоящее.

Елена АЛИМОВА. Фото автора
«Витебский проспект»


2 комментария 10323 просмотра

Отзывы:

1 → трамвай, тролейбус на выпускной заказать можно, такой опыт есть, обращайтесь в ТТУ
круто! а можно на выпускной заказать трамвай?с экскурсией?

Оставить отзыв

Имя
Комментарий